Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]

Всего материалов в каталоге:

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию). Более ранняя редакция этой нормы существовала в следующей форме: "Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию)". Теперь же круг объектов сужен, что представляется допущением ошибки в юридической технике формирования нормы, поскольку непонятно, почему частный охранник не может задержать лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан, поскольку норма предусматривает задержание лица охранником только в случае, если противоправное действие направлено на охраняемое имущество. Этот пробел отмечался исследователями в этой сфере. 
Следует рассматривать задержание лица охраной не как административное или процессуальное, а как задержание на месте (фактический захват) правонарушителя для незамедлительной передачи в полицию, т.е. как некий самостоятельный институт задержания - задержание, применяемое в частной охранной деятельности. Это объясняется тем, что: понятие административного задержания, установленное ст. 27.3 КоАП РФ, означает ограничение свободы физического лица, оформленное соответствующим протоколом и связанное с нахождением в специально отведенных помещениях в органах, работники которых осуществляют административное задержание. Основания и процедура административного задержания, установленные ст. 27.3 КоАП РФ, допускают проведение задержания старшими объектов ведомственной охраны, а такие субъекты, как частные охранники (равно как и сотрудники ЦБ РФ, СБ РФ, ГЦСС и иные лица, выполняющие охранные функции), там не упоминаются; процессуальное задержание (установленное для задержания подозреваемых в совершении преступлений в соответствии со ст. 91 УПК РФ) не имеет среди своих субъектов работников охраны. 
Следует отметить, что противоправное посягательство - более широкое понятие, чем преступление. Оно может быть выражено и в форме административного правонарушения. Цель задержания - обезвредить правонарушителя и лишить его возможности совершить новое посягательство. Представляется, что в случае если противоправное посягательство на охраняемое имущество совершается в форме преступления, то применима норма, регулирующая причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ). Не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. Вынужденное причинение вреда преступнику при его задержании является общественно полезным поведением человека, которое вносит позитивный вклад в борьбу с преступностью. 
Основанием для причинения вреда преступнику при его задержании является совершение им преступления и попытка уклониться от доставления органам власти. Должны иметься убедительные данные о том, что лицо совершило преступление. Об этом могут свидетельствовать, в частности, следы преступления на одежде, сведения, сообщаемые очевидцами и потерпевшими, наличие у преступника орудий или средств преступления и др. 
Попытка преступника уклониться от задержания означает, что преступник пытается скрыться. Если преступник оказывает активное сопротивление задержанию, проявляет агрессию и тем самым совершает новое посягательство, у охранника, осуществляющего задержание, возникает право на необходимую оборону. 
Действия, начавшиеся как задержание преступника, при оказании им активного вооруженного сопротивления перерастают в необходимую оборону от опасного посягательства. Действия по причинению вреда преступнику при его задержании должны соответствовать ряду условий: 
1) вред причиняется лишь преступнику. Это означает, что вред не может быть причинен посторонним лицам, оказавшимся вблизи совершаемого посягательства на охраняемое имущество. За такой вред охранник несет ответственность на общих основаниях. Таким образом, частный охранник ограничен в применении специальных средств и огнестрельного оружия при задержании преступника, поскольку вред, причиненный посторонним лицам, может, в зависимости от ситуации, рассматриваться или по правилам крайней необходимости или обоснованного риска, или как неосторожное преступление; 
2) вред причиняется только путем совершения действий. Такой вред внешне схож с различными преступлениями, предусмотренными Особенной частью УК РФ: похищением человека, причинением вреда здоровью и т.д.; 
3) вред причиняется в течение ограниченного периода времени. Недопустимо причинение вреда преступнику по прошествии определенного времени после его обезвреживания, так как это сделает самого частного охранника преступником;
4) вред является вынужденной мерой. Вред является крайней мерой, его причинение возможно, если иными средствами задержать преступника было невозможно. Неправомерен вред, причиненный без необходимости, когда можно было задержать лицо, совершившее преступление, иными средствами;
5) вред причиняется с определенной целью. Специальная цель эта носит комплексный характер - доставить преступника органам власти и предотвратить возможность совершения им новых преступлений;
6) не должно быть допущено превышение мер, необходимых для задержания. Предпринятые к задерживаемому меры должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления и обстоятельствам задержания. Однако не требуется полного соответствия между тяжестью совершенного преступления и вредом, причиненным при задержании преступника. Этот вред может быть как несколько меньшим, так и несколько большим. В случае превышения мер, необходимых для задержания, преступнику причиняется чрезмерный вред, не вызываемый тяжестью совершенного им преступления и обстановкой задержания. Такое причинение влечет ответственность только при наличии умысла.

Вопрос о законности отказа подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД России в выдаче лицензии на приобретение гражданского оружия гражданам Российской Федерации, имеющим погашенную судимость за совершение умышленного преступления.

Ответ: Информируем, что в настоящее время согласно статье 13 Федерального закона «Об оружии» лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации имеющим судимость за совершение умышленного преступления.

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

В соответствии с частью 6 статьи 86 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Таким образом, граждане с погашенной или снятой судимостью имеют право на законных основаниях получать лицензию на приобретение гражданского оружия.

 

Вопрос о разъяснении отдельных норм законодательства в области оборота оружия.

Ответ 1: В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об оружии» 
от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ право на приобретение гражданского оружия имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Вместе с тем гражданин Российской Федерации обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

 

Ответ 2: В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об оружии» 
от 13 декабря 1996 г. № 150‑ФЗ на территории Российской Федерации запрещен оборот оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики не соответствующие криминалистическим требованиям МВД России.

Вместе с тем, согласно статье 7 указанного Федерального закона все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на территорию Российской Федерации и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, подлежат обязательному подтверждению соответствия (сертификации).

 

Вопрос: введение в гражданский оборот огнестрельного нарезного короткоствольного оружия в целях самообороны.

Ответ: Граждане Российской Федерации в целях самообороны вправе приобретать соответствующие типы гражданского оружия, определенного в статье 13 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150‑ФЗ.

Данный Федеральный закон, предполагает выравнивание с помощью оружия самообороны возможностей самых разных категорий граждан, способных защитить себя от противоправных посягательств.

Также необходимо отметить, что сами по себе технические характеристики короткоствольного оружия (включая силу останавливающего действия) не способны служить критерием оценки его эффективности в качестве средства самообороны. Использование разрешенных в настоящее время видов оружия самообороны может быть оценено как эффективное, то есть в целом успешно служащее достижению целей самообороны.

 

Вопрос: оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения (далее - ОООП) и патронов травматического действия.

Ответ: Согласно статье 2 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. 
№ 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон) оружие подразделяется на виды в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам.

Таким образом, федеральный законодатель при разделении оружия на виды руководствовался целым рядом критериев. В этом смысле вид оружия можно считать его интегрированной характеристикой, включающей правовые, социальные, криминалистические, медицинские, технические и иные составляющие. В силу статьи 3 Закона они учитываются при подразделении гражданского оружия, в том числе, на ОООП и газовое оружие. По смыслу данной статьи разделение оружия на виды установлено именно потому, что объективных (т.е. не зависящих от чьей-либо воли) оснований для этого не существует. Например, две объективно тождественные единицы оружия могут считаться как гражданским, так и служебным оружием в зависимости от того, кто является их владельцем (гражданин или юридическое лицо с особыми уставными задачами) и, соответственно, с какой целью (самообороны либо исполнения уставных обязанностей) приобретено это оружие. Таким образом, разделение оружия на виды носит условный характер и введено правомочиями федерального законодателя с целью обеспечения выполнения задач, которым служит Закон и которые перечислены в его преамбуле.

В частности, при отнесении оружия к газовому либо ОООП статьей 1 Закона установлены, соответственно, критерии химического либо механического характера поражения им живой цели. Поэтому технические возможности оружия, ранее сертифицированного как предназначенное для химического поражения путем применения слезоточивых или раздражающих веществ, также наносить поражение механического характера не имеет правового значения при отнесении его именно к газовому оружию самообороны.

Одновременно, согласно статье 7 Закона все производимые на территории Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, подлежат обязательному подтверждению соответствия (сертификации).

 

Вопрос: регистрация охотничьих ножей (холодного клинкового оружия).

Ответ: Охотничье холодное клинковое оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, имеющие разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия (статья 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150‑ФЗ «Об оружии»).

В соответствии с Приложением № 71 к Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288, регистрация проданного охотничьего холодного клинкового оружия осуществляется торговой организацией в книге учета продаж оружия и патронов.

Одновременно сообщаем, что ношение указанного оружия гражданами возможно при наличии у них разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия.

 

Вопрос: оборот оружия самообороны.

Ответ: Конституцией Российской Федерации высшей ценностью признаются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам. Их защита в Российской Федерации гарантируется государством.

В этой части органами внутренних дел прилагаются огромные усилия по выявлению и пресечению противоправных посягательств, в том числе против жизни и здоровья граждан, против свободы, чести и достоинства личности.

Вместе с тем, каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45 Конституции Российской Федерации).

В этой связи гражданам Российской Федерации в установленном законодательством порядке предоставлено право, приобретать в целях самообороны гражданское оружие.

Вопросы оборота оружия самообороны урегулированы Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Данные документы являются общедоступными и с ними можно ознакомиться в официальных периодических изданиях, а также в справочных правовых системах "КонсультантПлюс", "Гарант" и других.

 

Вопрос приобретения и хранения спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом организациями, занимающимися подготовкой и повышением квалификации частных охранников.

Ответ: В части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон) закреплено право спортивных организаций и образовательных учреждений, приобретать спортивное и охотничье оружие не иначе как для выполнения своих уставных задач.

Статус субъекта физической культуры и спорта, определен статьей 5 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», деятельность которого в области физической культуры и спорта является основной, в этой связи образовательные учреждения по подготовке частных охранников не имеют основную уставную цель своей деятельности развитие видов спорта.

В силу статьи 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» объекты спорта предназначены для проведения физкультурных и (или) спортивных мероприятий, причем согласно статье 37.1 они подлежат внесению во всероссийский реестр.

Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона запрещены следующие действия: «хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, за исключением хранения  спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, приобретенного гражданами Российской Федерации в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона». Следовательно, вне спортивных объектов может быть разрешено лишь хранение (но не использование) определенного оружия, приобретенного физическими лицами. Хранение же или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, приобретенного юридическими лицами, исключено.

При этом следует отметить, что федеральный законодатель не делегировал МВД России право устанавливать виды оружия, которое вправе приобретать учебные центры по подготовке частных охранников. Ключевой правовой нормой, подлежащей применению, является часть 1 статьи 15 Закона, закрепляющая право приобретать лишь оружие, разрешенное частным охранникам в соответствии с законодательством.

В свою очередь, часть 1 статьи 12 Закона устанавливает, что частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие. Конкретный перечень видов вооружения охранников установлен приложением № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587.

Таким образом, приобретение этими организациями, а значит, ношение и хранение их работниками, а тем самым и приобретение образовательными учреждениями по подготовке этих работников такого оружия, как спортивное, исключено.

 

Вопрос о возможности иностранной организации по месту регистрации своего представительства (филиала) на территории Российской Федерации получить лицензию на торговлю оружием и патронами.

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных юридических лиц, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании ГК РФ и других нормативных правовых актов.

Согласно части 1 статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). По правилам пунктов 9, 10 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» торговля гражданским оружием, реализация патронов к гражданскому оружию являются видами деятельности, которые подлежат лицензированию. В силу статьи 3 этого Федерального закона лицензии предоставляются юридическим лицам. В соответствии с частью 3 статьи 55 ГК РФ ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами.

В части 1 статьи 18 Федерального закона «Об оружии» также закреплено, что торговлю гражданским оружием на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, осуществляющие торговлю на основании соответствующей лицензии.

По изложенным основаниям невозможно согласиться с утверждением заявителя, будто в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, прямо устанавливающие процедур получения лицензии на торговлю гражданским оружием и патронами к нему представительством (филиалом) иностранной организации.

Напротив, приведенные выше нормы со всей определенностью исключают предоставление интересующей заявителя лицензии, как представительству, так и филиалу юридического лица.

Получение же лицензии юридическим лицом не зависит от наличия в его структуре указанных обособленных подразделений, поэтому в зависимость от места их нахождения поставлено быть не может.

 

Вопросы, связанные с предоставлением государственных услуг

Вопрос о разъяснении порядка оформления разрешительных документов на вывоз из Российской Федерации и обратный ввоз гражданского оружия для участия в спортивных соревнованиях и в целях охоты.

Ответ: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» не ограничивает ни основания вывоза оружия из Российской Федерации ни сроки такого вывоза, при этом статья 17 прямо предусматривает временный ввоз и вывоз оружия с целью участия в определенных мероприятиях (спортивные соревнования, охота, выставки и т.д.).

В большинстве случаев с целью временного ввоза/вывоза граждане единовременно оформляли два вида разрешений, имеющих единую форму – на ввоз и вывоз оружия.

В соответствии с принятым Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации гражданского или наградного оружия и патронов к нему, утвержденным приказом МВД России от 28.04.2012 № 378, такая практика сохраняется в полном объеме, и нет препятствий для того, чтобы сразу оформить оба разрешения.

В то же время нужно учитывать, что срок их действия ограничен двумя месяцами, поэтому нередки ситуации, когда гражданин, выезжая с оружием за пределы Российской Федерации, задерживается там на более длительный срок. Именно о процедуре обратного ввоза оружия в таком случае говорит подпункт 9.3.1 названного Административного регламента. Он раскрывает порядок получения разрешения не на вывозимое, а уже вывезенное заявителем оружие. Лишь в этом случае к заявлению прилагается копия квитанции со склада временного хранения таможенного поста по месту пересечения границы о принятии на хранение оружия.

Следует особо отметить, что форма разрешения на ввоз/вывоз оружия не изменилась, а тем самым и не было создано никаких дополнительных обременений для граждан, временно вывозящих оружие за пределы Российской Федерации и ввозящих его обратно. Напротив, были учтены интересы россиян, отбывающих за границу на длительный срок и сталкивающихся с проблемой окончания срока действия выданных разрешений.

 

Вопрос о разъяснении порядка предоставления списков номерного учета оружия, ввозимого (вывозимого) в Российскую Федерацию, заверенного территориальным органом МВД России по месту нахождения контрольно-наблюдательного дела заявителя, с указанием видов, моделей, калибров и номеров оружия, а также сведений о типах, калибрах, партиях изготовления и количестве патронов, предусмотренных п.п. 9.1 и 9.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского, служебного оружия и патронов к нему, утвержденного приказом МВД России от 27.06.2012 г. № 639, в связи с тем, что юридические лица на момент подачи заявлений указанными сведениями не располагают.

Ответ: В случае невозможности предоставления указанных сведений юридические лица – поставщики или юридические лица, имеющие лицензию на производство оружия, предоставляют документы, предусмотренные соответствующим пунктом Административного регламента в полном объеме, за исключением списка. При этом заявление юридического лица должно быть дополнено обязательством предоставления списка номерного учета оружия (сведений о патронах) по факту ввоза (вывоза) оружия (патронов к нему).

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»

Справочно:

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен комплекс мер, направленных на реализацию мероприятий по снижению количества преступлений и правонарушений с использованием огнестрельного оружия ограниченного поражения, повышения ответственности граждан при использовании такого оружия, установление дополнительных ограничений, запретов и обязанностей субъектов общественных отношений в сфере оборота оружия, в том числе огнестрельного оружия ограниченного поражения.

Законопроектом также предусмотрено внесение  изменений в КоАП Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об оружии».

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»

Справочно:

Законопроект направлен на ужесточение статьи 20' Федерального закона «Об оружии» установив, что владельцу наградного оружия органами внутренних дел по месту жительства при отсутствии оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия, выдается разрешение на хранение и ношение наградного оружия. Разрешение на хранение и ношение боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не выдается гражданам при наличии судимости, в том числе снятой или погашенной.

Предусмотрено установление запрета на ввоз в Российской Федерации наградного оружия, полученного гражданами Российской Федерации на основании наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, при наличии обстоятельств.

 

«О внесении изменений в Правила награждения граждан Российской Федераци гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации  от 5 декабря 2005 г. № 715»

Справочно:

Проект постановления разработан в рамках реализации разрабатываемого законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии».

Законопроект направлен на ужесточение статьи 20' Федерального закона «Об оружии» установив, что владельцу наградного оружия органами внутренних дел по месту жительства при отсутствии оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия, выдается разрешение на хранение и ношение наградного оружия. Разрешение на хранение и ношение боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не выдается гражданам при наличии судимости, в том числе снятой или погашенной.

Предусмотрено установление запрета на ввоз в Российской Федерации наградного оружия, полученного гражданами Российской Федерации на основании наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, при наличии обстоятельств.


Профиль


Опрос

Приобретение боевых огнемётов национальной гвардией России позволит
Всего ответов: 17

Погода

Статистика